kurbatov (kurbatov) wrote,
kurbatov
kurbatov

Categories:

Речка Хапиловка вышла из-под земли.

6 ноября стал свидетелем редкого явления природы. Речка Хапиловка на некоторое время показалась на поверхности земли. Почти что в своём прежнем русле - вдоль железнодорожной ветки от улицы 9-я рота до Электрозаводской улицы.
Река текла по шпалам, местами разливалась и занимала всю ширину пространства между заборами - там можно было двигаться только по рельсу, балансируя чемоданчиком и зонтом.
В отдельных местах река скрывала под своей поверхностью и рельсы.
































Хапиловка - левый приток Яузы, из притоков Яузы - второй по длине (после Лихоборки) и крупнейший по площади бассейна. Образуется слиянием речек Сосенки и Серебрянки (чуть южнее 1-й и 2-й Пугачёвских улиц). Сейчас полностью упрятана в подземную трубу. Место впадения в Яузу можно увидеть в районе МЭЛЗа, с противоположного берега или с горбатых пешеходных мостиков.
Хапиловкой речка названа, скорее всего, по имени Хапиловского пруда, а пруд, в свою очередь, по имени (или прозвищу) оборотистого человека Хапилы.
Хапила этот захапал себе участок земли, устроил там плотину и мельницу. В результате на речке образовался пруд весьма гигантских размеров: в длину больше двух километров, а по ширине сравнимый с Москвой-рекой.


Фото 1887 года.
Из собрания Найдёнова.

Подробно и квалифицированно про Хапиловский пруд и про историю прилегающих мест рассказано у Михаила Коробко:
http://lugerovski.livejournal.com/222195.html

На плане Москвы 1952 года можно видеть границы Хапиловского пруда, к тому времени уже осушенного (территория пруда обозначена условным топографическим знаком "болото").





Железнодорожную ветку на этой карте тоже видно - она идёт по краю выемки пруда. Ветку проложили в 1928 году от Окружной железной дороги к Электроламповому заводу. Это была первая электрифицированная железнодорожная ветка в Москве - электропитание на ней было устроено по "трамвайному" типу, в месте пересечения с трамвайной линией пересекались и контактные провода. Вагоны по ветке возил специально сделанный электровозик. (Впоследствии провода сняли, столбы контактной сети спилили, но кое-где ещё до сих пор не вывезли. Сейчас по ветке иногда ездит тепловоз.)


Фото 1981 года.
Фотограф: Александр Шанин.


На фотографии 1959 года - деревянный трамвайный мост через Хапиловку и бывший пруд,
место, где Измайловский вал переходит в Преображенский.



Для сравнения те же места, снятые "насухую".

















Ещё одно незаметное геологическое изменение в надхапиловских местах.
Возле дома 2/1 корп. 4 по улице 9-я рота соорудили чёрную трубу, из которой периодически происходит извержение вулкана (или это гейзер?)

















Tags: Походы, Преображенка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments